Итак, Интервьюируем заказчика! Встреча с заказчиком- это очень важный и ответственный этап в рамках работы над проектом. Неважно внутренний заказчик или внешний- необходимо уметь правильно задавать вопросы, касательно будущего продукта/сервиса, или изменения существующего, сроках (с ними всегда все сложно), проблемах, ожиданиях и т.д. Поэтому к таким встречам следует заблаговременно готовиться. В данной статье я хотела бы представить некоторые вопросы, которые помогут при составлении плана интервьюирования.
Интервьюируем по методу Виктора Ченга
Разбиваем весь блок задач на 4 блока: Потребители продукта/сервиса, сам Продукт/Сервис (сейчас очень актуален вопрос с переходом на сервисную парадигму), о Компании Заказчика, о Конкурентах. Давайте рассмотрим примерный список вопросов по каждому из них.
О потребителях/ покупателях
- Кто Ваши клиенты?
- Кто нуждается именно в этом сервисе/продукте?
- Можно ли выделить разные категории клиентов? (цели, возраст, привычки, барьеры, мотивация, процесс взаимодействия, другие критерии). Что им важно? Какая цена будет приемлемой?
- Процент охваченного рынка? Какие ожидаете темпы роста после внедрения?
- Кому ещё будет полезен продукт?
- Что ожидают получить (функциональная полезность, социальные успехи и экономия затрат)? Какой результат?
- Можно ли устроить встречу с реальными потребителями?
- Отличаются ли каналы распространения для разных сегментов пользователей? Какие есть особенности для каждого сегмента?
О продукте/Сервисе
- В чём для вас главная ценность продукта? Новый ли это продукт или уже существует? Если продукт активно используется, что запрашиваем максимальную статистику по работе с ним. Уточняем что нравится, а что нет, оправдывает ли ожидания…
- Главные преимущества, которые получит потребитель продукта? Представьте, что он больше не можете пользоваться продуктом. Что изменится?
- Жизненный цикл продукта. Сколько и как часто будут пользоваться?
- Какой продукт может служить альтернативой (название продукта или компании)?
- Через сколько могут появиться продукты-клоны?
- Чем Ваш продукт лучше других? Какие киллер фичи у Вас есть?
- Как можно масштабироваться? Стратегия, прогноз, проекты развития.
- Влияют условия предоставления услуги на её востребованность?
- Какие планируемые сроки реализации продукта. Планируется ли его поддержка и сопровождение.
О компании
- Зачем понадобилось новое решение? Какие текущие проблемы Вы хотите решить?
- Есть ли проблемы в организации работы с покупателями услуги?
- Кто будет принимать решение в компании?
- Как Вы поймете, что результат достигнут?
- Есть ли текущая продуктовая команда, которая отвечает за поддержку, сопровождение? Возможен ли найм дополнительных сотрудников.
- Какие ограничения есть? Какие барьеры стоят перед бизнесом?
- Инструментарий. Какими способами будем достигать цели?
- В зависимости от ответов возможны дополнительные вопросы — конкретика.
О Конкурентах
- Кто Ваши конкуренты?
- Могут ли появиться новые конкуренты?
- Что можете рассказать о конкурентах? Их целевая аудитория, продуктовая линия, ценовая стратегия, стратегия
- распределения, приверженность к торговой марке. Ведут ли они деятельность, которую не ведет Ваша компания?
- Барьеры выхода на рынок?
- Какие ограничения есть? (в том числе законодательные)
Интервьюируем через Customer Development
Customer development (custdev) — тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях. В его основе лежит клиентоориентированный подход к созданию сервиса. Самая основная задача сервиса- это решение конкретных проблем клиента. Данный подход очень сильно перекликается с Business Model Canvas, тоже нацеленной на решение конкретных проблем клиентов и достижения ими максимальной выгоды при решении своих бизнес-задач. В статье «Как делать меньше интервью, проводя Customer Development» приводятся отличные советы как подготовиться к интервью по проверке гипотез, какие его цели, и самое главное- практические советы:
- Начните записывать свои разговоры с клиентами. Мы тоже думали об этом в нашей практике, некоторые даже записаны у нас.
- Переведите аудио в текст. Это очень важный пункт, так как заново слушать интервью мало кто захочет (проверено на себе). Также это позволяет аккумулировать минимальный набор документации, который в будущем поможет принимать решения.
- И разберите его с цветными маркерами. Без визуализации сейчас никуда. Это помогает нам более быстро понимать информацию, выделять что-то важное на текущий момент.
Интервьюируем через Jobs To Be Done
Суть данного подхода заключается в том, что мы от User Story переходим к Job Story. Поэтому вопросы, рассмотренные нами в первом разделе уже не актуальны: здесь необходимо перейти от портретов пользователей к тем задачам (работам), которые необходимо выполнить, чтобы достичь свои цели. Задача нашего продукта- помочь в этом. Поэтому вопросы для интервьюирования могут быть немного модифицированы. Узнаем больше про мотивацию клиентов, какие работы они выполняют, какие цели у них стоят.
Подведем итоги
Конечно, это не все подходы и способы. Можно использовать чью-то методологию, а можно использовать подход 5W2H или еще что-то. Самое главное это то, что список подготовленных вопросов не является статичным и монолитным, а должен динамически изменять в процессе интервьюирования.