Интервьюируем заказчика!


Аналитика / Понедельник, Август 6th, 2018

Итак, Интервьюируем заказчика! Встреча с заказчиком- это очень важный и ответственный этап в рамках работы над проектом. Неважно внутренний заказчик или внешний- необходимо уметь правильно задавать вопросы, касательно будущего продукта/сервиса, или изменения существующего, сроках (с ними всегда все сложно), проблемах, ожиданиях и т.д. Поэтому к таким встречам следует заблаговременно готовиться. В данной статье я хотела бы представить некоторые вопросы, которые помогут при составлении плана интервьюирования.

Интервьюируем по методу Виктора Ченга

Разбиваем весь блок задач на 4 блока: Потребители продукта/сервиса, сам Продукт/Сервис (сейчас очень актуален вопрос с переходом на сервисную парадигму), о Компании Заказчика, о Конкурентах. Давайте рассмотрим примерный список вопросов по каждому из них.

О потребителях/ покупателях

  1. Кто Ваши клиенты?
  2. Кто нуждается именно в этом сервисе/продукте?
  3. Можно ли выделить разные категории клиентов? (цели, возраст, привычки, барьеры, мотивация, процесс взаимодействия, другие критерии). Что им важно? Какая цена будет приемлемой?
  4. Процент охваченного рынка? Какие ожидаете темпы роста после внедрения?
  5. Кому ещё будет полезен продукт?
  6. Что ожидают получить (функциональная полезность, социальные успехи и экономия затрат)? Какой результат?
  7. Можно ли устроить встречу с реальными потребителями?
  8. Отличаются ли каналы распространения для разных сегментов пользователей? Какие есть особенности для каждого сегмента?

О продукте/Сервисе

  1. В чём для вас главная ценность продукта? Новый ли это продукт или уже существует? Если продукт активно используется, что запрашиваем максимальную статистику по работе с ним. Уточняем что нравится, а что нет, оправдывает ли ожидания…
  2. Главные преимущества, которые получит потребитель продукта? Представьте, что он больше не можете пользоваться продуктом. Что изменится?
  3. Жизненный цикл продукта. Сколько и как часто будут пользоваться?
  4. Какой продукт может служить альтернативой (название продукта или компании)?
  5. Через сколько могут появиться продукты-клоны?
  6. Чем Ваш продукт лучше других? Какие киллер фичи у Вас есть?
  7. Как можно масштабироваться? Стратегия, прогноз, проекты развития.
  8. Влияют условия предоставления услуги на её востребованность?
  9. Какие планируемые сроки реализации продукта. Планируется ли его поддержка и сопровождение.

О компании

  1. Зачем понадобилось новое решение? Какие текущие проблемы Вы хотите решить?
  2. Есть ли проблемы в организации работы с покупателями услуги?
  3. Кто будет принимать решение в компании?
  4. Как Вы поймете, что результат достигнут?
  5. Есть ли текущая продуктовая команда, которая отвечает за поддержку, сопровождение? Возможен ли найм дополнительных сотрудников.
  6. Какие ограничения есть? Какие барьеры стоят перед бизнесом?
  7. Инструментарий. Какими способами будем достигать цели?
  8. В зависимости от ответов возможны дополнительные вопросы — конкретика.

О Конкурентах

  1. Кто Ваши конкуренты?
  2. Могут ли появиться новые конкуренты?
  3. Что можете рассказать о конкурентах? Их целевая аудитория, продуктовая линия, ценовая стратегия, стратегия
  4. распределения, приверженность к торговой марке. Ведут ли они деятельность, которую не ведет Ваша компания?
  5. Барьеры выхода на рынок?
  6. Какие ограничения есть? (в том числе законодательные)

Интервьюируем через Customer Development

Customer development (custdev) — тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях. В его основе лежит клиентоориентированный  подход к созданию сервиса. Самая основная задача сервиса- это решение конкретных проблем клиента. Данный подход очень сильно перекликается с  Business Model Canvas, тоже нацеленной на решение конкретных проблем клиентов и достижения ими максимальной выгоды при решении своих бизнес-задач. В статье «Как делать меньше интервью, проводя Customer Development» приводятся отличные советы как подготовиться к интервью по проверке гипотез, какие его цели, и самое главное- практические советы:

  • Начните записывать свои разговоры с клиентами. Мы тоже думали об этом в нашей практике, некоторые даже записаны у нас.
  • Переведите аудио в текст. Это очень важный пункт, так как заново слушать интервью мало кто захочет (проверено на себе). Также это позволяет аккумулировать минимальный набор документации, который в будущем поможет принимать решения.
  • И разберите его с цветными маркерами. Без визуализации сейчас никуда. Это помогает нам более быстро понимать информацию, выделять что-то важное на текущий момент.

Интервьюируем через Jobs To Be Done

Суть данного подхода заключается в том, что мы от User Story переходим к Job Story. Поэтому вопросы, рассмотренные нами в первом разделе уже не актуальны: здесь необходимо перейти от портретов пользователей к тем задачам (работам), которые необходимо выполнить, чтобы достичь свои цели. Задача нашего продукта- помочь в этом. Поэтому вопросы для интервьюирования могут быть немного модифицированы. Узнаем больше про мотивацию клиентов, какие работы они выполняют, какие цели у них стоят.

 Подведем итоги

Конечно, это не все подходы и способы. Можно использовать чью-то методологию, а можно использовать подход 5W2H или еще что-то. Самое главное это то, что список подготовленных вопросов не является статичным и монолитным, а должен динамически изменять в процессе интервьюирования.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *