Кайдзен. Путь к снижению затрат


Улучшение процесса / Вторник, Май 8th, 2018

Некоторое время назад я прочитала книгу «Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества» Масааки Имаи. В этой статье я хотела бы описать основные практики внедрения Кайдзен. Почему это мне интересно? Это можно понять, если посмотреть определение термина:  японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. Моя деятельность непосредственно связана с непрерывным улучшением процессов и конечно же, эти практики можно применять в повседневной жизни, чтобы становиться лучше.

Кайдзен. Основные положения

  1. Кайдзен- это постоянные небольшие усовершенсвования.
  2. Ориентированность на процесс: следующий процесс — это потребитель,
  3. Следование циклам SDCA/PDCA,
  4. Никогда не пренебрегать качеством. Качество прежде всего
  5. Говори, используя данные.

Кайзен. С чего начать?

Для внедрения кайдзен в команду/отдел/орагнизацию все ее участники, работая сообща, следуют трем основным правилам:

  • Поддержание порядка (5S),
  • Устранение Муда
  • Стандартизация.

5S

5S— это система поддержания порядка, состоящая из 5 основных шагов, следовать которым необходимо каждому каждый день. Что получим в итоге:

  • Формирование нового образа мышления,
  • Основы для постоянного улучшения,
  • Избавление от потерь (муда),
  • Повышение эффективности.

Муда

Это японский термин, означающий потери. Если говорить о работе с потерями в более общем случае, то тут мы приходим к ценностям бережливого производства Lean:  конечный пользователь не готов платить за наши издержки, он готов платить только за то, что формирует добавочную стоимость продукта. Согласно классификации Тайити Оно (Taiichi Ohno) существует 7 видов потерь (муда).

В MindMap приведен анализ всех типов потерь (муда), возможных источников их возникновения, последствий и путей устранения. Аналогичный анализ проведен для мура (неравномерность выполнения работы) и мури (перегрузка оборудования/сотрудников , по сравнению с расчетной нагрузкой).

Если посмотреть новую модель зрелости Канбана, то каждый уровень связан с устранением определенного вида потерь, и в конечном итоге достижения Кайдзен на уровне всей организации.

Стандартизация

Здесь используем циклы SDCA/PDCA. Почему стандартизация необходима? Потому что она фиксирует наилучший способ делать работу, она вносит свой вклад не только в создание высококачественной продукции, но и обеспечивает построение жизнеспособной системы качества.

Важной частью внедрений Кайдзен является решение проблем, а именно устранение первопричины их появления и недопущение их повторного возникновения. О инструментах решения проблем я писала в статье. В своей работе мы чаще всего применяем подход 8D.

Кайдзен. Итоги

О чем мы должны помнить, внедряя Кайдзен:

  • Качество выходит на первое место и мы им не пренебрегаем не при каких условиях,
  • Мы находимся в контексте нашей реальности,
  • Используем основные циклы стандартизации и непрерывного улучшения процесса SDCA/PDCA.
  • Визуализация (без нее сейчас никуда, вспоминаем Канбан),
  • Говоря, используя данные. именно данные помогут принять обоснованные решения, а не решения основанные на эмоциях,
  • Обязательным условием является вовлеченность менеджеров, сотрудников, которые способны принимать решения, менять политики и т.д.
  • Кайзден- это постепенный путь улучшения, решения должны быть просты и понятны исполнителям. Начинаем с того что есть и эволюционируем.

Что касается книги, очень советую прочитать.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *