Некоторое время назад я прочитала книгу «Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества» Масааки Имаи. В этой статье я хотела бы описать основные практики внедрения Кайдзен. Почему это мне интересно? Это можно понять, если посмотреть определение термина: японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. Моя деятельность непосредственно связана с непрерывным улучшением процессов и конечно же, эти практики можно применять в повседневной жизни, чтобы становиться лучше.
Кайдзен. Основные положения
- Кайдзен- это постоянные небольшие усовершенсвования.
- Ориентированность на процесс: следующий процесс — это потребитель,
- Следование циклам SDCA/PDCA,
- Никогда не пренебрегать качеством. Качество прежде всего
- Говори, используя данные.
Кайзен. С чего начать?
Для внедрения кайдзен в команду/отдел/орагнизацию все ее участники, работая сообща, следуют трем основным правилам:
- Поддержание порядка (5S),
- Устранение Муда
- Стандартизация.
Some notes about #Kaizen. My #sketch is based on book Gemba Kaizen by Massaki Imai and my experience. #Lean #QA #problemSolving #sketchnote #sketching #sketch50 #LevelUp pic.twitter.com/nmeyVbbrGW
— Darya Manukhina (@ManukhinaDarya) April 26, 2018
5S
5S— это система поддержания порядка, состоящая из 5 основных шагов, следовать которым необходимо каждому каждый день. Что получим в итоге:
- Формирование нового образа мышления,
- Основы для постоянного улучшения,
- Избавление от потерь (муда),
- Повышение эффективности.
Муда
Это японский термин, означающий потери. Если говорить о работе с потерями в более общем случае, то тут мы приходим к ценностям бережливого производства Lean: конечный пользователь не готов платить за наши издержки, он готов платить только за то, что формирует добавочную стоимость продукта. Согласно классификации Тайити Оно (Taiichi Ohno) существует 7 видов потерь (муда).
В MindMap приведен анализ всех типов потерь (муда), возможных источников их возникновения, последствий и путей устранения. Аналогичный анализ проведен для мура (неравномерность выполнения работы) и мури (перегрузка оборудования/сотрудников , по сравнению с расчетной нагрузкой).
Если посмотреть новую модель зрелости Канбана, то каждый уровень связан с устранением определенного вида потерь, и в конечном итоге достижения Кайдзен на уровне всей организации.
Стандартизация
Здесь используем циклы SDCA/PDCA. Почему стандартизация необходима? Потому что она фиксирует наилучший способ делать работу, она вносит свой вклад не только в создание высококачественной продукции, но и обеспечивает построение жизнеспособной системы качества.
Важной частью внедрений Кайдзен является решение проблем, а именно устранение первопричины их появления и недопущение их повторного возникновения. О инструментах решения проблем я писала в статье. В своей работе мы чаще всего применяем подход 8D.
Кайдзен. Итоги
О чем мы должны помнить, внедряя Кайдзен:
- Качество выходит на первое место и мы им не пренебрегаем не при каких условиях,
- Мы находимся в контексте нашей реальности,
- Используем основные циклы стандартизации и непрерывного улучшения процесса SDCA/PDCA.
- Визуализация (без нее сейчас никуда, вспоминаем Канбан),
- Говоря, используя данные. именно данные помогут принять обоснованные решения, а не решения основанные на эмоциях,
- Обязательным условием является вовлеченность менеджеров, сотрудников, которые способны принимать решения, менять политики и т.д.
- Кайзден- это постепенный путь улучшения, решения должны быть просты и понятны исполнителям. Начинаем с того что есть и эволюционируем.
Что касается книги, очень советую прочитать.