Строим дерево целей для отдела тестирования


MindMapping, Улучшение процесса / Понедельник, Февраль 26th, 2018

Что такое цель, постановка цели, задачи, направленные на ее достижение знает каждый из нас со школьной скамьи. Именно на уроках физики мы начинали ставить себе цель к лабораторной работе, современные школьники с целеполаганием сталкиваются уже в младших классах при выполнении научных работ. Цель можно определить как желаемый результат деятельности человека, группы людей, штата организации. Более подробное определение доступно в Вики. Стандарт ISO 9001 регламентирует внедрение системы менеджмента качества и одним из его основных принципов (сильно перекликаются с Agile манифестом)  является планирование, включающее в себя постановку целей в области качества и планирование их достижения. Если же мы будет говорить о построении тестового процесса, то первым пунктом также идет Планирование.

Формулируем цель правильно

Для того, чтобы понять является ли сформулированная цель верной, Вам поможет критическое мышление, а также технология SMART (рекомендуется использовать для краткосрочных целей тактического и операционного уровней), которая задает следующие критерии качества:

  • Specific. Цель должна быть четко, точно и ясно сформулированной, однозначно воспринимаемой всеми заинтересованными лицами. Для проверки воспользуетесь правилом Брайна Трейси: цель должна быть понятна 6-летнему ребенку, чтобы он смог объяснить ее своему ровеснику.
  • Measurable. Результат, полученный при достижении цели, должен быть измеряем, необходимо определить соответвующие метрики, в идеальном случае количественные.
  • Achievable. Цель должна быть заведомо достижима с учетом имеющихся ресурсов и других внутренних/внешних факторов. Не стоит ввязываться в битвы, которые невозможно выиграть.
  • Realistic/reasonable. Цель должна быть реалистичной для Вашей команды.
  • Time bound. Должно быть четко определено время достижения цели. Если нет временных рамок, то вступает в силу принцип: работа занимает все отведенное для нее время.

Хотелось бы добавить, что при формулировке целей следует описывать желаемый измеримый однозначный результат, а декомпозиция завершается, когда ясен путь реализации цели (получаем задачу) без дальнейшей детализации.

Что такое дерево целей и как его строить

Построение дерева целей – это один из самых распространенных методов планирования. Его основная черта- это графическое изображение взаимосвязанных целей и задач, направленных на достижение глобальной цели. Если провести аналогию с TFS, то глобальной целью будет выступать Epic, целями первого уровня- Features, подцелями — UserStories, состоящие из конкретных задач, направленных на достижение Epic. Благодаря такой аналогии, я думаю, правила построения дерева целей становятся понятны.

Немного об ошибках

  • Цель отсутствует или их очень много. Основной причиной отсутствия формализованных целей зачастую выступает боязнь ответственности, а когда целей слишком много, то сложно сосредоточиться на главных. Оптимальным количеством целей считается число Миллера.
  • Отсутствует мониторинг, контроль достижения цели, не анализируется накопленный опыт, нет обратной связи. Отсутствует анализ: почему я не достиг этой цели? В том числе и неконструктивное отношение к критике.
  • Неверное проведена декомпозиция глобальной цели: конечные цели очень глобальны, не взаимосвязаны, не очевидно, что цели более низких уровней приводят к достижению глобальной цели.
  • Цели одного уровня являются зависимыми друг от друга.

Примеры (MindMaps)

Хочу поделиться примерами двух деревьев:

  • Для прикладной задачи: провести автоматизированное тестирование безопасности веб-приложений в течении двух недель. Результаты исследования рынка некоторых инструментов тестирования безопасности веб-приложений можно посмотреть тут. In English.

  • И для целей более высокого уровня: миссия отдела качества. Мое видение внедрения QMS, основываясь на ISO 9001 и принципах Agile манифеста. In English.
Spread the love

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *