Для генерации идей существует очень много различных способов. Самый распространенный- это метод мозгового штурма. У это подхода есть как свои плюсы так и минусы, как сторонники, так и противники. И это один из самых распространенных/классических методов проведения групповой сессии по генерации идей. Мы его использовали, например, для понимания, а что Еще делает тестировщик, при поиске корневой причины, используя методику FishBone и д.р. В этом после я хотела бы рассказать об еще одном способе генерации идей: 6-3-5 Brainwriting.
6-3-5 Brainwriting
Автором этой техники является Bernd Rohrbach, который впервые опубликовал ее в немецком журнале Absatzwirtschaft в 1968. Техника проста к применению и не требует как специальной подготовки ведущего сессии, так и специфического оборудования. Рассмотрим суть техники: участникам формулируется проблема и выдается рабочий лист, состоящий из таблицы 3*6 (6- это количество участников). Задача участников в первую строку вписать уникальные идеи, позволяющие эту проблему решить, на это отводится 5 минут. Затем участники меняются листами по кругу. Таким образом каждый участник получает лист, в котором уже есть 3 идеи, задача все та же, только теперь участник может предложить как свои уникальные идеи, так и идеи, которые у него возникли на основе имеющихся, и все это за те же 5 минут. Затем все опять повторяем по кругу, только теперь у каждого участника по 2 заполненных строки. Сессия заканчивается, когда рабочий лист заполнен полностью, т.е. 6 сессий. Итак у нас за 6 сессий каждый участник предлагал 3 свои идеи за 5 минут, в итоге за полчаса мы получили 108 идей!
Brainwriting. Масштабируем
Конечно, участников может быть больше или меньше. В этом случае мы получим 3*N*N идей (N- количество участников за 5*N минут).
Brainwriting. Советы по применению
- Перед проведением сессии необходимо сформулировать проблему/тематику для которой будут генерироваться идеи. Подумайте, является ли эта проблема близкой/понятной/важной участникам сессии.
- Подготовьте рабочие листы, с учетом количества участников сессии. Для того, чтобы не тратить время и силы участников на рисование таблицы в ручную.
- Перед проведением самой сессии «разогрейте» креативность участников, постарайтесь сфокусировать их на решении проблем, вовлечь в процесс генерации идей. Придумайте новые способы использования деталей Лего или чайной чашки.
- Сформулируйте четко проблему сессии, убедитесь, что все участники ее поняли одинаково.
- Сессии Brainwriting проводятся в тишине. Поэтому если есть возможность сделать секундомер видимым для всех участников- welcome!
- Поблагодарите участников всей команды за проделанную работу!
- Подводим итоги: позвольте каждому участнику зачитать полученный лист, таким образом все участники ознакомятся со всеми идеями, сразу можно убрать дубли. Оставшиеся уникальные идеи соберите в единое хранилище и поделитесь со всеми участниками сессии. Полученные идеи можно приоритизировать или объединить по общим признакам и построить ментальную карту, которая добавит наглядности.
- Самое главное, не оставляем полученные идеи- только идеями на бумаге. Предваряем их в жизнь: используем их как базис для решения поставленной проблемы.
Brainwriting. Минусы
- Очень редко получается уникальных 108 идей (6-3-5),
- Если в первых раундах у участников много времени и они начинают отвлекаться, то последних 5 минут бывает достаточно только, чтобы прочитать рукописные идеи коллег.
- Не все участники откровенны/ включены в работу (но это проблема любого брейншторма).
- Если участники семинара считают любой брейншторминг потерей своей времени, то идеи не будут соответствовать действительности.
Brainwriting. А что у нас?
Я метод brainwriting использовала в разных группах участников: студентах 2 ого курса МГТУ и наших тестировщиков. Одной из обсуждаемых проблем была «низкая мотивация». Что у нас получилось, можно посмотреть тут.
Brainwriting. MindMap
Ментальную карту с особенностями использования техники можно скачать тут.
Будет интересно
- О других форматах наших семинаров семинаров.
- Инструменты решения проблем.