22-23 марта в Москве проходила конференция Agile Days 2018 , посвященная гибкому управлению процессами. Конференция собрала под своей крышей более 1600 участников, сотню докладчиков. Параллельно шло сразу несколько выступлений и мастер-классы. Я думаю, всем участникам было очень интересно, каждый мог выбрать для себя интересующий трек, принять участие в потрясающих мастер-классах, в Open Space дискуссиях. Такая площадка- это уникальная возможность познакомиться с другими участниками и докладчиками: поделиться опытом и знаниями, спросить совет и найти верный путь решения проблемы.
Отдельное спасибо хочется сказать организаторам за приложенные усилия по поиску докладчиков, за создание комфортной и плодотворной атмосферы. Для меня это был первый опыт участия в очном формате такой конференции, и это был первый раз рисования скетчей в реальном времени. Подводя итог, я хочу сказать, что это был потрясающий опыт, к сожалению, не все выступления, которые я посетила были мною зафиксированы, но в следующий раз я исправлюсь.
Хочу поделиться с Вами небольшим резюме по докладам, которые я посетила.
Бизнес с нуля. Кейс команды Тинькофф Бизнес
Антон Тарасенко
Для решения таких проблем как недостаточная синхронизация команд, коммуникационные проблемы, конфликты, отсутствие фокуса и огромные бэклоги было принято решение разделить продукт на микросервисы и перейти к продуктовым командам. Почему микросервисы? Ими удобно управлять, масштабировать и поддерживать. Продуктовая команда работает со своим микросервисом. Продуктовая команда- это фулстэк команда, работающая со своим заказчиком, имеющая один бэклог для своего микросервиса, физически находится в одном помещении. Итогом изменений стала сфокусированная продуктовая команда, вовлеченная в процесс разработки и постоянно повышающая свою квалификацию.
The Great ScrumMaster
Zuzana Sochova
Кто такой скрам-мастер? Это только помощник команды? Нет! Это намного больше! Скрам-мастер- это лидер, учитель, фасилитатор, коуч, тот, кто устраняет препятствия. Чтобы стать хорошим скрам-мастером необходимы любопытство, уважение коллег, страсть к любимому делу, постоянное обучение, остроумие. Скрам-мастер- это лидер, для которого на первом месте команда, находящийся всегда на один шаг впереди и видящий организацию с системной точки зрения.
Descaling organizations using LeSS (Large-Scale Scrum)
Ran Nyman
Одна из проблем в больший командах- это масштабирование. Задача масштабирования решить все накопившиеся проблемы, например такие как страх, координационный хаос, которые зачастую приводят к конфликтам, а не увеличить бюрократический аппарат. На помощь приходит такой фреймворк масштабирования как LeSS. Мы получаем фиче команды, с новым образом мышления, работающие в формате постоянных улучшений и экспериментов, сфокусированные за конечном заказчике.
Пиши красивые автотесты как разработчик!
Дарья Баянова; Дмитрий Павлов
При создании автотестов используется:
- парная работа с различным составом пар DevOps ролей,
- единый стек технологий,
- практики экстримального программирования.
Важно, чтобы написанный автотест сразу приносил пользу, поэтому они постоянного эволюционируют от конкретных значений до DSL. А при написании автотестов приоритет отдает максимально критичному бизнес-функционалу.
И самое главное: писать красивые автотесты- это не стыдно.
DevOps и культура безопасности приложений
Aлексей Жуков
Всем известна цена исправления дефекта в приложении в зависимости от стадии его обнаружения. Кроме того очень важен вопрос: кто узнал об ошибке первым? Команда разработки? Клиент? Или злоумышленник? Современные приложения содержат большое число уязвимостей: треть из которых критичны, 2/3- ошибки разработчиков: треть- ошибки конфигурации. Никто не застрахован от таких ошибок. Как можно такие ошибки обнаружить: это тесты на проникновение, динамический и статический анализ, ручной аудит. Кроме того, необходимо учесть возможность ложного срабатывания. Компания Positive Technologies разработала свой инструмент Application Inspetor, помогающий не только выявить уязвимости в приложении, но и оценить их риск.
Wild Microsevices and Imaginary DevOps
Кирилл Толкачёв
Что же такое или кто такой DevOps? Это человек? Это Архитектура? Это микросервисы? А где мой DevOps? DevOps- это образ мышления, при котором каждый осознает, что необходимо для доставки микросервисов. Это общие инструменты, систематизация, управление задачами в кластере, четкий путь доставки изменений, прозрачность работы, поиск точек синхронизации, в зависимости от индивидуальных потребностей.
Опыт Scaled Agile трансформации ТехЦентра Дойче Банка – в вопросах и ответах
Александр Селяев;Сергей Кононенко
В настоящее время банковская сфера динамически развивается, и чтобы выжить в этой среде нужны быть гибче. К выпускаемому продукту предъявлялись высокие требования: надежность, стабильность и доступность 24/7. До внедрения Agile- методологии команды сталкивалась с такими проблемами как: отсутствие фокуса, нарастающий тех.долг, проблемы с координацией (команда распределена по 4м часовым поясам) и самое главное- это недовольство клиентов.
Переход на Agile позволил (сейчас это активная 2я фаза):
- сформировать общие приоритеты в работе: поднять планку к качеству выпускаемого продукта,
- познакомиться с заказчиком, увеличить число коммуникаций и договоренностей,
- создать кроссфункциональные команды,
- получить довольных клиентов: доставлять качественный продукт на рынок чаще.
Следи минусов отмечалась «боль» у некоторых членов команды вплоть до ухода из компании.
Agile в операционном управлении
Асхат Уразбаев
При внедрении Agile-методологии следует учесть:
- Нет ответа на все вопросы.
- Всегда есть особенности, нет единого и универсального подхода: при внедрении agile в конкретную организацию следует суммировать 20 лет истории и адаптировать для каждой конкретной организации.
- Все люди ошибаются и не все можно описать в инструкциях.
- Следует научить людей думать, участвовать к командной работе и помогать друг другу, обучать друг друга, не бояться сложных задач.
- Все люди разные, но именно эта разница и дает повышение эффективности.
- Люди не боятся перемен: но необходимы понятность, обучение на примерах, прозрачность.
Внедрение Agile идет через пилотный проект, который начинается с обучения, сфокусированного на важных для организации принципах, а в процессе работы выстраивается своя уникальная методология.
Темная сторона Agile
Дмитрий Круглов
При внесении любых изменений в процесс разработки продукта следует учитывать, что эти изменения не обязательны и не гарантируют успех: мы не видим что на темной стороне Луны. В результате неоправданного ухода от монолита в сторону бесконечного числа микросервисов, можно получить систему, которая в целом непонимаема не одним участником команды. Это порождает много различных проблем от мониторинга до конфликтов планирования и разногласий с руководством, что в сумме ведет к изменению культуры в ИТ.
При переходе/изменении процесса следует учитывать, что это долго, дорого, отсутствует соответствующий квалифицированный персонал.
Поэтому следует:
- не вносить изменения без необходимости,
- нанимать аутсорс для решения локальных задач,
- договариваться с менеджерами о последствиях изменений.
Практика внедрения и применения BDD. Процесс автоматизации для CD
Сергей Герасимов
При внедрении BDD следует найти ответ на следующие вопросы:
- Про будет писать сценарии?
- Какой инструмент будет использоваться для их создания?
- Как строить весь процесс?
- Согласен ли заказчик на такой формат?
- Как будут храниться сценарии?
- Будут ли они встроены в CI/CD?
Использование BDD позволит:
- увеличить % покрытие автотестами,
- повысить степень командной взаимовыручки и взаимозаменяемости,
- повысить степень взаимообучаеммости сотрудников,
- стереть грань между тестировщиками и разработчиками.
Основы Business Agility
Алексей Пименов
Невозможно заблаговременно ответить на вопрос: насколько будет успешным бизнес с внедрением Agile. Agile, в свою очередь, не является панацеей и не обеспечивает успешность организациимногие ком В современном мире для успешной организации важно выживание, адаптация и экспансия, поэтому следует работать с организационными рисками. Все организации, в соответствии с выбранной стратегией работы с рисками можно разделить на:
- хрупкие,
- упругие,
- прочные,
- антихрупкие
При создании продукта:
- выбираем стратегию в зависимости от самого продукта,
- строим производство, которое работает на продукт,
- при выпуске конечно продукта ориентируемся на ценности, которые он приносит для конечных пользователей.
- получаем восторженных клиентов.
Тактические приёмы борьбы с иллюзиями для Scrum-мастеров и Agile-коучей
Виталий Король
Быть счастливым каждый день — это путь к профессионализму. Однако счастью мешают когнитивные иллюзии. В свою очередь иллюзия- это убеждение, которое противоречит фактам, по своей природе оно деструктивно и является основным врагом знаний. От таких иллюзий избавить сложно, но можно, причем раз и навсегда.
Топ 3 когнитивных иллюзий:
- люди понимают ответственность одинаково,
- оценка ЮС имеет смысл,
- быть героем- это круто.
Из психологии известно:
- мы не можем изменить убеждение другого человека, но человек может сам их изменить,
- иллюзии защищают наши ценности
Что делаем для разрушения когнитивных иллюзий:
- понять какую ценность защищает иллюзия,
- пошатнуть иллюзию,
- предложить альтернативу,
- ждать, поддерживать и ускорять.
Вовлеченность на стероидах
Виктор Егоров
Основная проблема многих продуктовых команд- это отсутствие вовлеченности в процесс. Одной из основных образующих вовлеченности является доверие в команде.
Для повышения вовлеченности участников:
- Scrum команды пришли на смену отделам,
- сменился фокус на доставку ценности пользователям,
- сформировали единые цели команды: выпуск качественного продукта,
- открытость и прозрачность,
- получение значимой обратной связи,
- визуализация информации,
- привлечение команды для решения различных задач (в том числе и для аттестации членов команды),
- погружение команды в бизнес-контекст разрабатываемого продукта,
- значимаемая награда за достижения.
Карьерная лестница и оценка компетенций agile-специалистов
Иван Селеверстов
При внедрении Agile и Scrum в команде появляется новая роль — Scrum-мастер. У которого зачастую огромный запас по профессиональному росту, но какой же по карьерному и есть ли он? Как сравнить различие двух Scrum- мастеров? Можно использовать показатели:
- одна ли команда,
- несколько команд,
- вырастил ли других Scrum- мастеров.
После Scrum-мастера следующий этап в карьерной лестнице- это Agile Delivery Manager. Это роль возникает при масштабировании команды и подразумевает взаимодействие со Scrum-мастерами других команд. За Agile Delivery Manager следует Agile Coach, который уже напрямую работает с бизнесом.
Для оценки работы команды было адаптировано колесо баланса- это методология, позволяющая не только оценить работу команды, но и сформировать план развития, узнать мнение других сотрудников и не только.